В Вологде прошел литературно-музыкальный вечер «Вологодские станицы Виктора Астафьева»
Этим мероприятием в Вологодской областной научной универсальной библиотеке открылась череда литературно-музыкальных программ, посвященных 100-летию выдающегося русского писателя, Героя Социалистического труда, лауреата Государственных премий Виктора Петровича Астафьева (1924-2001), который более десяти лет жил и работал в Вологде.
Виктор Астафьев и музыка – это отдельная большая тема. Писатель как -то признавался: «Выше музыки ничего нет».
Вот что писал Е.Колобова, дирижер, художественный руководитель московского театра «Новая Опера».
- Астафьев самозабвенно любил музыку! У него потрясающая новелла «Аве Мария» о Шуберте. Так почувствовать музыкальную материю, «раскаленную до последнего градуса» страданием! Страданием не человеческим, а уже небесным. Или ещё совсем молодым парнишкой, во время войны работающим на станции Базаиха составителем поездов, увидеть на сцене оперного театра облака, услышать мрачные звуки всемирной трагедии жизни и смерти в музыке Верди…
…Он же никогда и нигде этому специально не учился, но ни один профессионал-музыковед так не писал о музыке, как Астафьев. В музыке для него заключалась любовь человеческая…. Боже, как он слушал музыку! У него самого я слышу такую грандиозную музыку!...
…. Почитали бы Астафьева – по-другому, быть может, стали бы смотреть на землю, на человека. Потому что простой человек в нашей стране – сорняк. И у Астафьева огромная, космическая боль за русский народ, за страну. Но и печаль – огромна и безысходна. Поэтому он и музыку Рахманинова так любил и слыша. А у Шостаковича он слышал муку человека, претерпевающего от бездушного, злодейского государства.
Я, конечно, со своей колокольни сужу, но «Прокляты и убиты» - это какая-то мощная, трагическая неоконченная симфония о России, как у Шуберта есть Неоконченная симфония. Больше, чем опера. Это эпос какой-то. Военный эпос.
Меня, к примеру, поразило, как Виктор Петрович однажды мне сказал, так доверительно: «Выше музыки ничего нет». Как! Казалось бы, писатель должен отстаивать свой профессиональный интерес, а он… А всё потому, что великий музыкант, художник. Многие же нынешние теперь просто «текст» лепят. Астафьев, мне кажется, из тех, кто не сочиняет – записывает то, что им откуда-то оттуда. Провидение ли, Бог ли, небо…
Я вообще думаю, что многие вещи он писал, просто слушая музыку…»
Из сборника «Затесь на сердце, которую оставил Астафьев», автор-составитель В.А.Майстренко
Кстати, в Иркутске в 2009 году в свет вышло любопытное издание: сборник "Созвучие", в котором были собраны произведения Виктора Петровича, посвящённые музыке. Идея собрать их в одном сборнике принадлежит тому же Евгению Колобову. Книга стала «созвучием двух творческих людей и родственных душ». К сборнику прилагался диск, на котором были записаны любимые произведения писателя в исполнении оркестра Евгения Колобова. Позднее сборник дополнялся, издавался вновь иркутским издателем Геннадием Сапроновым... К сожалению, писатель и музыкант ушли друг за другом: Виктор Петрович - в 2001 году, Евгений Колобов - в 2003.
Вологодская журналистка Серафима Веселова, по заданию редакции побывав в 1991 году в гостях у писателя, в очерке написала – как он, закрыв ладонью глаза, слушал музыку, поставив на прощание сонату Альбинони...
Поэтому не зря Литературная гостиная в областной библиотеке в минувший понедельник была наполнена музыкой.
Здесь прозвучали произведения любимых композиторов писателя, среди которых Георгий Свиридов, Александр Гурилев, Франц Шуберт и Михаил Огинский в исполнении лауреатов Всероссийских и международных конкурсов, преподавателя Детской музыкальной школы № 1 Анастасии Кузнецовой (фортепиано) и преподавателей музыкального отделения Вологодского государственного университета Ольги Пьянковой (вокал), Веры Сиговой и Екатерины Юрченко (фортепиано).
Провели вечер Александр Романов и сотрудник Вологодской областной научной библиотеки Наталья Швецова.