В Вологде шел большой и довольно любопытный разговор о Пушкине и его исследователе Викторе Гроссмане. Тут важно установить временную шкалу: Виктор Гроссман считал поэта своим современником – он родился в Одессе спустя 50 лет после гибели Пушкина и знал тех, кто помнил поэта во времена его южной ссылки. А среди нас живут люди, которые были современниками Виктора Азриэлевича. Уж не значит, что все мы - современники?
Согласитесь, заманчиво ответить «да».
А к разговору на эту, казалось бы, далекую от Вологодчины тему, пригласили автор проекта «Неизвестный Гроссман», редактор и составитель двухтомника «Избранных сочинений» Виктора Гроссмана, главный библиограф Вологодской областной универсальной научной библиотеки Любовь Солодухина и научный редактор и составитель «Избранного…» кандидат филологических наук Елена Титова.
С выпуска двухтомника прошли не так уж много времени, но уже накопились впечатления, сделаны любопытные выводы и – новые открытия. Интерес у просвещенной публики вызвали не только произведения пушкиниста, литератора, драматурга и преподавателя, прожившего много лет в Вологде, но и документальные материалы, вошедшие в издание.
Но в день рождения Александра Пушкина разговор за круглым столом в областной научной универсальной библиотеке шел, главным образом, именно о Гроссмане как пушкинисте, авторитетном и признанном, как авторе двух романов о великом поэте. Круглый стол так и назывался – «Пушкин и Гроссман». В нем приняли участие гости из Москвы и Череповца, издатели, редакторы, научные сотрудники, преподаватели, студенты…
Профессор Игорь Шайтанов, редактор журнала «Вопросы литературы» напомнил, что Гроссман был ровесником Ходасевича – поэта и критика Серебряного века. И одновременно – его, Игоря Олеговича, современником. Им даже довелось жить в одной квартире – в общежитии преподавателей вологодского пединститута, что на улице Лермонтова. В ней, кстати, Гроссман был арестован второй раз.
А после возвращения из лагерей старшего коллеги они немало общались. Например, Игорь Олегович припомнил рассказы Виктора Азриэлевича об организации местного отделения Союза писателей СССР: нужен был кворум из трех человек, и, не спрашивая согласия, Гроссмана сняли с учета в московском отделении. Так он стал вместе с Виктором Гурой и Сергеем Викуловым праотцами Вологодской писательской организации.
Участники круглого стола подняли за два с лишним часа немало вопросов – рассматривали тему с разных сторон и точек зрения. И все это говорило о том, что пушкинистике выходом двухтомника «Избранных сочинений» Виталия Гроссмана был дан мощный импульс. В частности, вологодской пушкинистике.
Свое мнение по этому поводу озвучил к.ф.н., доцент Сергей Баранов – он, кстати, являлся рецензентом издания. А как участник круглого стола, он, выступая после основных докладчиков, подчеркнул, что несомненно, тема «Пушкин и Гроссман» имеет самостоятельную ценность, свое значение, ею есть смысл заниматься и далее. Но вторая большая тема, которую круглый стол выявил, это - вологодская пушкинистика.
- Со стороны может показаться странным: пушкинистика – есть пушкинистика, зачем ее ограничивать какими -то территориальными рамками. На самом деле, это тоже важный вопрос: вологодская пушкинистика - не только географическое понятие, но и культурное, - подчеркнул Сергей Юрьевич.
На территории Вологодского края к Пушкину обращались в разных аспектах. Его творчества и личности касались ученые, театральные деятели: писались статьи, ставились постановки.
- У нас на кафедре работал Евгений Соллертинский (Евгений Евгеньевич СОЛЛЕРТИНСКИЙ – доцент, кандидат филологических наук. В Вологодском государственном педагогическом институте работал с 1966 по 1980 год на кафедре русской и зарубежной литературы,- прим.ред..). Так он защищал диссертацию по «Евгению Онегину», в Москве. И – неожиданно мне прислали стенограмму защиты кандидатской!
Кстати, историей вологодской пушкинистики серьезно занимался Сергей Тихомиров - некоторое время он работал в областной библиотеке. По словам Сергея Баранова, у того, как настоящего исследователя, от информации о стенограмме, о такой находке, даже «задрожали руки».
И еще один из крупных вопросов, который можно и следует изучать, обозначил Сергей Баранов:
- Я бы назвал это так: «Репрессированный Пушкин и репрессированные пушкинисты». Дело в том, что время сталинских репрессий наложило очевидный отпечаток на образ Пушкина.
Сергей Юрьевич привел такой пример: в связи с 1937 годом, к 100- летию со дня смерти Пушкина, издавалось полное собрание сочинений в 16 томах. Это очень серьезное издание, над составлением, комментариями, сопроводительными статьями которого работала блестящая плеяда пушкинистов.
В 1935 году был готов пробный, а это был шестой, том, в него входила драматургия. Его и принесли на стол Иосифу Виссарионовичу. Примерно полтома занимали тексты Пушкина, выявленные пушкинистами. А полтома – комментарии, справочная информация. Так Сталин, полистав, комментировал:
- Мы кого издаем? Пушкина или Винокура? ( Г.О.Винокур (1896-1947г.г.)- ученый, пушкинист, - прим.ред..).
В итоге вышло собрание сочинений, но хорошо подготовленные сопроводительные статьи, выдающихся пушкинистов, были сняты.
- Что это, если не репрессированный Пушкин? - задается вопросом филолог.
И репрессированные пушкинисты тоже были – это видно из протоколов допросов того же Гроссмана. За толкование «Бориса Годунова» или стихотворения «Памятник» можно было получить статью.
- В сталинские годы образ Пушкина, который тиражировался, это и был репрессированный Пушкин – урезанный, идеологически акцентированный. И не похожий на того Пушкина, что мы пользуемся сейчас....
К слову, в узких кругах филологов считалось, что Гроссман получил второй срок именно за неправильное толкование образа Татьяны Лариной.
P.S../Как стало известно, стенограмма круглого стола «Пушкин и Гроссман» будет опубликована в «Вестнике Вологодского государственного университета». А это значит – написана еще одна глава вологодской пушкинистики.
Фото Диана Борякова